Skip to main content

Истории четырёх компаний, которые, найдя узкие, «незаметные» бизнес-ниши, добились успеха и продукцией/услугами которых пользуемся мы все

Повелитель шрифтов

Гиганты малых бизнес-ниш

Толберт Лэнстон, основатель компании Lanston Monotype Machine Company, которую сегодня мы знаем как Monotype. Почти век компания занималась машинами для металлического набора текста

Monotype Imaging Holdings Inc. — один из мировых лидеров на рынке цифровой вёрстки и дизайна шрифтов, которые используются в средствах массовой информации, рекламе, полиграфии, издательском деле и разработке программного обеспечения. Именно эта компания владеет правами на Times New Roman — легендарный шрифт, знакомый каждому пользователю Microsoft Office, а также на более чем 150 тысяч других. Среди них как классические, так и совершенно новые шрифты, которыми миллионы людей пользуются ежедневно.

Компания, чья рыночная капитализация в 2023 году оценивалась примерно в $819,7 млн, занимает ведущее положение на рынке объёмом около $2,3 млрд. Monotype сотрудничает с 1400 партнёрскими мастерскими со всего света, которые разрабатывают шрифты и дизайн-решения на любой вкус и потребности. Это делает Monotype предпочтительным источником для всех дизайнеров и брендов мира.

Несмотря на то, что рынок решений для цифровых шрифтов и вёрстки существует всего несколько десятилетий, Monotype — компания с более чем столетней историей, в которой были взлёты и падения. Она появилась в 1887 году и изначально была известна как Lanston Monotype Machine Company.

Десятилетиями Monotype занимала ведущее положение в сфере набора текста для книг и журналов в Великобритании и США. Однако с 1960-х годов у компании начались трудности, вызванные развитием технологий. Спрос на горячий металлический набор (метод печати, при котором текст набирается с помощью отдельных металлических букв или символов) начал падать из-за появления фотонабора, работающего при помощи компьютеров.

К 1990-м компания пришла к финансовому кризису, за которым последовала её реорганизация и смена бизнес-стратегии. Monotype сделала ставку на продажу шрифтов, начав расширять свою библиотеку и приобретать конкурирующие компании. В общей сложности были приобретены 12 компаний, включая пять за последние пять лет. Среди них платформа для создания визуального контента Olapic и престижная типография с высококачественными шрифтами Hoefler&Co.

Гиганты малых бизнес-ниш

Впервые новый шрифт Times New Roman был использован в газете The Times в 1932 году. Считается, что сильный контраст шрифтов улучшил читаемость на дешёвой бумаге

Одним из самых примечательных приобретений стала покупка MyFonts — маркетплейса, на котором дизайн-студии и отдельные специалисты могут продавать свои шрифты независимым графическим дизайнерам, рекламным агентствам, закупающим клиентские проекты, или крупным брендам. MyFonts открывает пользователям доступ к 4,5 тысячи литейных мастерских, продающих более 250 тысяч шрифтов.

Таким образом, Monotype превратилась в крупнейшего игрока на рынке, предлагающего широкий ассортимент продуктов и услуг, включая шрифты, программное обеспечение и веб-шрифтовые решения как для потребительского, так и для корпоративного рынка. Это позволяет клиентам создавать и разворачивать контент на множестве платформ.

Властелин доменов

Гиганты малых бизнес-ниш

GoDaddy — это глобальный игрок в сфере обслуживания доменных имён и интернет-хостинга, то есть важнейших этапов создания и поддержания веб-сайтов. Среди компаний, аккредитованных руководящим органом интернета, ICANN, GoDaddy — бессменный лидер на протяжении последнего десятилетия. На декабрь 2023 года компания обслуживает более 76 миллионов доменных имён, то есть адресов веб-сайтов, что в 4,5 раза больше, чем ближайший конкурент — компания NameCheap.

Кроме того, GoDaddy занимает примерно 3,1% всего глобального рынка веб-хостинга, регулярно входя в мировой топ-5 крупнейших игроков этого бизнеса. А список включает «мастодонтов» технологической индустрии — компании Google и Amazon.

Компания, рапортовавшая в 2022 году о росте чистого дохода на 45,3% — до $352,9 млн, занимает ведущие позиции на рынке уже четверть века. При этом она не стала, подобно Google, стремительно расширять линейку своих сервисов, пытаясь завоевать новые рыночные ниши. Основанная в 1997 году, GoDaddy сконцентрировалась на рынке веб-услуг, соединяя уникальный набор предлагаемых сервисов с оригинальной маркетинговой стратегией, которая включала информационное участие в крупных спортивных соревнованиях и агрессивную рекламу.

Гиганты малых бизнес-ниш

Цены на некоторые домены, принадлежащие GoDaddy, в 2024 году

В 2005 году компания впервые представила рекламный ролик на Супербоуле — финальной игре Национальной футбольной лиги США и по совместительству самом популярном телевизионном событии года в стране. Ролик, в котором пышногрудая брюнетка в обтягивающем топе с надписью GoDaddy.com танцует перед цензурным комитетом, не только вызвал национальный скандал, но и позволил компании увеличить свою клиентскую базу вдвое в течение двух следующих лет — с двух до четырёх миллионов.

Кроме скандальной рекламы, росту клиентуры способствовала и продуманная бизнес-стратегия: GoDaddy сделала ставку на малый бизнес и частных лиц, предоставляя им весь спектр инструментов для создания веб-присутствия. На протяжении 2010-х компания активно расширяла список своих услуг, превратившись в провайдера веб-услуг, доступных даже для тех, у кого минимальные технические знания. GoDaddy радикально упростила процесс регистрации доменных имён и внедрила инструменты для продвижения сайтов.

В рамках своей глобальной экспансии GoDaddy открыла офисы в разных странах по всему миру, включая Индию, Канаду, Австралию и страны Европы. Эти шаги позволили компании укрепить своё присутствие на международном рынке, расширить базу клиентов за пределами США и стать одним из самых узнаваемых брендов в индустрии.

Гиганты малых бизнес-ниш

Офис компании GoDaddy в городе Темпе, США

Король микрочипов

TSMC, или Taiwan Semiconductor Manufacturing Company, — абсолютный мировой лидер по производству полупроводниковых микросхем, без которых не работает ни один смартфон, компьютер или сервер. По данным 2023 года, компания удерживает более 60% доли рынка в глобальном масштабе. Для сравнения: основной конкурент TSMC, Samsung Foundry, занимает второе место с долей рынка около 13%.

Гиганты малых бизнес-ниш

Компания была основана в 1987 году и со временем заняла ключевую позицию на рынке полупроводниковых изделий, производя чипы на контрактной основе для многих ведущих технологических компаний.

TSMC сумела покорить своих партнёров инновационным подходом к производству: она никогда не жалела денег на исследования и разработки, предлагая клиентам самые передовые технологические решения.

Так, TSMC была одной из первых компаний, освоивших массовое производство чипов с использованием 7-нанометрового технологического процесса, что существенно повысило её конкурентоспособность на рынке. 7-нанометровый процесс обеспечивает улучшение производительности на 20% и сокращение потребления энергии на 40% по сравнению со своим предшественником — 10-нанометровом процессом. Эти характеристики сделали его внедрение важным этапом в развитии технологий полупроводников.

Гиганты малых бизнес-ниш

Производственные помещения компании TSMC, которая занимает 60% всего рынка полупроводниковых микросхем

Ставка на инновации и необычная бизнес-модель не только обеспечили TSMC среднегодовой темп роста прибыли 16,1% с 1994 года, но и позволили разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вскоре компания открыла и первый завод в США, став международной.

К 2022 году TSMC работала с 532 клиентами, включая гигантов вроде Apple и NVIDIA, и произвела 12 698 высокотехнологичных продуктов для различных сфер применения, в том числе для производства смартфонов, автомобилей и цифровой бытовой электроники.

Хозяин систем оплат

Square Inc., которая в 2021 году сменила название на Block Inc., — одна из крупнейших платформ для малого бизнеса, предлагающая комплекс высокотехнологичных решений, благодаря которым только за 2022 год 4 миллиона продавцов произвели 4 миллиарда транзакций на общую сумму в 186 миллиардов долларов. При этом компания работает только в 8 странах: Испании, США, Ирландии, Франции, Великобритании, Австралии, Япони и Канаде. Тем не менее, несмотря на крайне высокую фрагментированность рынка финансовых услуг, Square не только занимает лидирующие позиции, но и является первопроходцем в этой индустрии, задав направление её развития.

Гиганты малых бизнес-ниш

Компания была основана в 2009 году при участии сооснователя Twitter Джека Дорси, которому пришла идея создать портативный платёжный терминал для индивидуальных предпринимателей. Так, компания придумала первый в истории портативный кард-ридер, который подключался к смартфону или планшету, превращая их в мобильные платёжные терминалы. Это решение сыграло ключевую роль в демократизации процесса приёма платежей, позволив малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям конкурировать с крупными компаниями и расширять свои возможности в сфере электронной коммерции.

Система Square POS также была новаторской в своём подходе к платёжным транзакциям и обработке данных. Вместо того чтобы взимать плату с покупателей, Square взимала комиссию с продавцов, что было выгодно для бизнесов, особенно тех, которые хотели расширить свою клиентскую базу и предлагать современные методы оплаты. Square также предложила надёжную систему безопасности и защиты данных, что было крайне важно в сфере финансовых транзакций.

В течение 14 лет своего существования компания расширила свою продуктовую линейку до 36 предложений, включающих микрозаймы для малого бизнеса через сервис Square Capital и платёжные карты Square Card​​. Компания построила уникальную платформу для малого бизнеса, предлагающую специализированные инструменты и решения, упрощающие бизнес-процессы и улучшающие взаимодействие с клиентами​​. И несмотря на то, что компания активна только в восьми странах, тренды, которые она задала, охватили весь мир, сделав портативные кард-ридеры стандартом рынка в любой стране мира.

Текст: