Эффектная женщина, дирижирующая оркестром, вызывает одновременно удивление и восхищение. Это очень неожиданно. Мир классической музыки считается мужским, но Дильбар Абдурахманова сломала все мыслимые и немыслимые стереотипы.
Дильбар Абдурахманова – народная артистка Узбекистана, лауреат Государственной премии, дирижер симфонического оркестра Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, профессор Государственной консерватории Узбекистана. Награждена орденом «Фидокорона хизматлари учун» и медалью «Шухрат».
Путь творчества
Работать в театр оперы и балета им. Алишера Навои я пришла в 1957 году и три года играла на скрипке в оркестре. Но первое знакомство с театром у меня произошло еще в детстве: отец, тенор Гулям Абдурахманов, брал меня с собой на репетиции. Все дети бегали по залу, а я стояла у ямы и с восторгом смотрела на инструменты.
Дирижирование началось с музыкального лицея им. Глиэра, где у нас был небольшой симфонический оркестр. Когда преподаватель опаздывала, просила меня встать у пульта. Однажды меня увидел ректор консерватории Мухтар Ашрафи. Спросил, кем мечтаю стать. Я ответила: «Дирижером». И он взял меня в ученицы.
Призвание – дирижер
Дирижер-педагог, воспитатель, интерпретатор. Мы работаем не со стульями, а с живыми людьми. В оркестре 88 человек, а еще певцы, актеры балета. Управлять всеми не просто.
Обычно женщины становятся педагогами или камерными дирижерами. Поэтому я первая и пока единственная женщина – дирижер оперы и балета. В музыке это самый сложный жанр, который объединяет хоровое искусство, вокал, балет и сценографию. Придя в театр, можно сделать вывод о состоянии культуры в стране: все видно в решении спектакля.
В искусстве никогда не бывает так, что пришел, увидел, победил. Нужно приложить усилия. В этом году работаю с пятью стажерами, чтобы выпустить их в одном спектакле. Учу, как произносить слово, как петь, ставлю образ, объясняя его духовную составляющую.
Слагаемые творчества
Не держу огромный репертуар, потому что у меня «огромный» возраст. Недавно поставила «Аиду», веду «Трубадура», еще была «Кармен», которую уже передала самому молодому дирижеру.
Опера «Аида» – фундаментальное, объемное произведение. Такого богатого, красивого, интересного спектакля давно не было. Он достоин Большого театра.
Огненный ангел
Ноты «Огненного ангела» Прокофьева мы получили из Лондонской королевской библиотеки. Известный дирижер Евгений Светланов, узнав об этом, был очень удивлен. Ведь долгое время ноты считались утерянными. Постановка «Огненного ангела» получилась волшебной.
Женщина за пультом
Мода всегда волновала меня меньше всего. Я не бываю в парикмахерской и не делаю маникюр в салоне. Мне никогда не хватало времени на себя, я всегда целиком и полностью отдавалась работе.
Костюмы для спектаклей мне шьют в театре, и, поскольку давно работаю, имею богатый гардероб. Есть вечерние туалеты, костюмы, которые я могу надеть в любое место.
Секрет счастья
Уже много лет день 8 Марта для меня устраивает семья. Мы очень редко видимся из-за моей работы, но в этот праздник собираемся вместе: дети, внуки, правнуки.
Говорят, что женщина-дирижер не может позволить себе семью из-за загрузки на работе, – могу опровергнуть подобное утверждение. Разница в возрасте между моими дочками большая – 11 лет. Пока я работала, родители занимались с девочками. Мама, певица Зухра Файзиева, очень хотела, чтобы я сделала карьеру, наверное, думала об этом больше меня.
Наша фамилия продолжила себя в искусстве благодаря моей работе, и это большое счастье. Я имею потрясающие впечатления от гастролей, много наград. Вообще я очень счастливый человек – на моем творческом и жизненном пути ни разу не встретились плохие люди.