Живописец, 20 лет живущий в Узбекистане, построивший здесь дом и создавший семью, преданно полюбивший эту землю, Рональд Кляйер принадлежит к старинному голландскому роду потомственных часовщиков. Рональд окончил Королевскую академию изящных искусств в Гааге и много путешествовал по Европе и Азии. Его выставки и инсталляции с успехом проходят во многих странах мира. Человек, создающий удивительно живые, жизнерадостные картины, наполненные солнечным светом, умеет разглядеть радость бытия в обыденных вещах. «Художник, что рисует свет», и эту миссию Рональд Кляйер проживает всей душой… Мы прониклись атмосферой его мастерской, где почувствовали простоту и волшебство, и нам ничего не оставалось, как завести с ним разговор о творчестве.
– Рональд, зачастую в странах СНГ к экспатам относятся не очень-то дружелюбно, поскольку бытует мнение, что люди, приехавшие издалека, пытаются навязать свое мнение. Как относятся к вашему творчеству узбекские коллеги?
– Я всегда был блудным сыном, который вернулся домой, на Родину. Здесь мой дом. В Узбекистане меня всегда тепло принимали, ко мне очень хорошо относятся коллеги. Я живу здесь более 20 лет и чувствую себя частью единого целого.
– Значит, привязанность и любовь к Узбекистану сформировались неслучайно?
– Я родился и вырос в Голландии, там у меня многочисленная родня и друзья. В Узбекистане прошла большая часть моей жизни, здесь мне намного комфортнее, чем в Голландии, здесь есть, как говорят французы, joie de vivre – радость жизни, творческая свобода, вдохновение и более теплые люди. В этом плане Узбекистан мне ближе, чем организованная Голландия. И, главное, все в Узбекистане отражает выбранный мною стиль жизни.
– Вы согласны с мнением, что жизнь в Узбекистане слишком размеренная и спокойная?
– А зачем мне быстрый ритм жизни? (смеется) Мне очень нравится такой уклад, он подходит моему темпераменту. Думаю, для художника такой уклад очень хорош. Традиции, свет, цвет и колорит здесь удивительные!
– Когда вы впервые приехали в Узбекистан?
– Впервые я посетил Узбекистан в 1994 году. В то время я учился на втором курсе Академии искусств в Гааге и приехал сюда со своим другом-однокурсником, уйгуром по национальности. И два месяца мы писали картины, работали и путешествовали.
Именно здесь я понял, что хочу раздвинуть рамки своего творчества.
Я решил приехать в Ташкент на год или два, чтобы практиковать.
– Скажите, почему вы выбрали именно Узбекистан?
– Мне очень близок по эстетике и восприятию Санкт-Петербург, но климат и отсутствие солнечного света подтолкнули сделать выбор в пользу Узбекистана. Я теплолюбивый человек (смеется).
– Вы живете здесь более 20 лет. Какие вы видите перспективы развития творчества в стране через пять, десять лет?
– На протяжении последних пяти лет я наблюдаю много положительных изменений: стало много машин, заметен экономический рост, что не может не радовать, так как улучшение благосостояния людей, увеличение их возможностей и тяга к искусству всегда хороши для художника. Люди всегда хотят привносить в свою жизнь прекрасное, духовное в виде произведений искусства – картин, скульптур.
– Рональд, как вы оцениваете кардинальные изменения в Узбекистане за последние 20 лет? Какие разительные перемены вы наблюдаете?
– Ташкент очень вырос и изменился, улучшился внешний вид города, дороги стали значительно лучше. Недавно мне довелось побывать в районе станции метро «Хамза», и я был удивлен, какой красивый мост там построили, какими стали дороги. Ощущение, будто попал в другой город.
– А взгляды, отношение людей к искусству изменилось за этот период?
– Да, очень! Появились новые частные галереи, которые занимаются концептуальным искусством. Они по-своему развивают направления в искусстве. И это здорово!
– Рональд, в чем особенности выработанного вами стиля?
– Живя в Голландии, я занимался больше абстрактным искусством. В Узбекистане я стал работать в стиле реализм. Я пытаюсь создать синтез традиционной голландской живописи (периода барокко XVI–XVII веков) и своих впечатлений от жизни в Узбекистане последние 20 лет. Это один из аспектов моего стиля. Также я пишу натюрморты в голландском стиле, но пытаюсь найти связь двух культур – Узбекистана и Голландии. Пробую выразить свои ощущения и точку зрения в синтезе культур Запада и Востока, и в этом, я думаю, моя фишка. Люблю живопись, считаю ее королевой всех видов искусства.
Краски сами ложатся на холст, образы рождаются самостоятельно.
– Помимо живописи вы создаете интересные инсталляции, увлекаетесь фотографией. Скажите, что еще доставляет вам радость?
– Я люблю готовить. Это тайская, узбекская, китайская, восточная кухни. Книги, музыка, путешествия и даже небольшая возня в огороде приносят мне удовольствие.
– Рональд, до первого приезда в Узбекистан вы знали о нашей стране?
– Нет. Я знал только о Казахстане из настольной игры «Риск». И только приехав в Узбекистан я многое о нем узнал и полюбил этот край.
– Как относятся к вашим работам в Голландии?
– У меня было не так много выставок в Голландии, поскольку мои работы специфичны. Они понятны и близки тем, кто жил или бывал в Узбекистане. Люди, которые хотя бы раз побывали в Узбекистане, очень заинтересованы в покупке моих картин. Я выставлял свои работы в Москве, Вашингтоне, Лондоне – там есть интерес к моему творчеству. Считают, что у меня есть свой стиль. Люди могут любоваться, но не понимать красоты и глубины картины. Но бывают и исключения, когда картина нравится и ее покупают через Интернет.
– Каким художником вы себя считаете: голландским или центрально-азиатским?
– Наверное, я считаю себя голландским узбеком (смеется). А как по-другому, если большая часть жизни прошла в Узбекистане?
– Владеете ли вы узбекским языком?
– Я многое понимаю, но плохо говорю.
– А ваши друзья приезжали в Узбекистан? Какие у них впечатления о нашей стране?
– Приезжали и приезжают, им очень нравится все. Особенно им нравится мой уклад жизни. Интерес вызывает мое умение готовить плов на костре, традиции и местные обычаи.
– Как думаете, что надо делать, чтобы продвигать художников из Центральной Азии, популяризировать их работы? Есть ли в мировой практике способы продвижения? Быть может, сообщества? Или это должно происходить хаотично?
– Продвижение художника – это отдельная профессия, сложная работа. Быть художником и продавать свои картины – это два разных процесса. Надо знать специфику художественных работ и той среды, где осуществляется продвижение.
– А среди ташкентцев и вообще узбеков много ли тех, кто выставляется за границей и успешно продается?
– Да, конечно. Бобур Исмаилов, Файзали Махмадалиев – известные художники, создавшие свой универсальный синтез Запада и Востока, нашедшие баланс между красотой и концептом.
– Как вы оцениваете стоимость картин?
– У меня большой опыт работы в написании картин, и я могу с уверенностью сказать, что цена зависит не от вложенных средств, а от магии, которая исходит от картины… Иногда смотришь и чувствуешь: «Ух!.. Что-то в процессе создания к ней прикоснулось… Она совершенна…» И другие люди тоже это чувствуют. А бывают картины, глядя на которые понимаешь, что чего-то не хватает. Это главный параметр стоимости.
– Рональд, в чем вы черпаете вдохновение?
– Абсолютно в неожиданных источниках. Иногда совершенно не знаешь, что ты пишешь – краски сами ложатся на холст, образы рождаются самостоятельно. Так приходит вдохновение.
– Планируете ли вы ежедневно, какое количество часов проведете за холстом? Важна ли дисциплина для художника?
– Дисциплина очень важна для начинающего художника. Прежде я планировал ежедневное написание картин. Но с опытом и возрастом написание картин стало больше процессом мыслительным. Для меня важно правильное выражение концепта, идеи. У каждого художника свой рецепт.
– Для прошлого номера нашего журнала The Mag мы брали интервью у Лекима Ибрагимова. Вы наверняка знакомы с его творчеством. Как вы оцениваете его последнее творение, масштаб его работы как коллега?
– Леким – мастер с большим опытом, со своим сложившимся, узнаваемым стилем. Ему удалость создать и выразить свою идею в большом масштабе. Когда форма, цвет и идея связаны воедино – это искусство.
– Как вы относитесь к критике? К «диванным критикам», которых сейчас стало так много благодаря социальным сетям?
– Думаю, что критиковать всегда легко, и критику я принимаю только от тех людей, которые способны сами что-то создавать. В Голландии есть поговорка «Лучшие моряки стоят на берегу» (смеется). Я с уважением отношусь к искреннему старанию и усердию.
– Рональд, если бы вы не прожили длительное время в Узбекистане и не знали наш край, то как бы вы охарактеризовали приезжему гостю наш город?
– Я бы сказал, что это красивый, зеленый город, где живут дружелюбные люди. Это город, который дает ощущение спокойствия и умиротворения. Одним словом, город, где есть joie de vivre – радость жизни.