Британцу Джеймсу Дайсону потребовалось более десяти лет, чтобы убедить мир в пользе своих придумок. Зато теперь его имя превратилось в бренд. Рассказываем, как Дайсону удалось изменить привычный подход к бытовой технике.
Джеймс Дайсон родился в 1947 году в Норфолке, в семье преподавателей. К окончанию школы юноша совершенно не знал, чем хотел бы заниматься в будущем, и даже год отсрочки, который британская молодёжь обычно брала между выпуском и поступлением в колледж, не помог.
Знакомый предложил Дайсону попробовать себя в дизайне мебели, и тот внезапно загорелся. Проучившись год в Байемской школе искусств, он сменил специальность на промышленный дизайн и поступил в престижнейший Королевский колледж искусств, где его учителями и сокурсниками были многие выдающиеся инженеры-новаторы. Там же произошла важная личная встреча: Дайсон познакомился со своей будущей женой и единомышленницей — художницей Дейрдре Хиндмарш, с которой они вместе уже 55 лет.
В своей автобиографической книге «Изобретение: жизнь» Дайсон вспоминает, что именно дизайн мебели пробудил в нём интерес к усовершенствованию. Ему совсем не было скучно часами работать над прототипами и бесконечно повторять эксперименты. Ведь в процессе этого кропотливого труда можно было обнаружить что-то новое. По его мнению, главным качеством изобретателя является способность спокойно относиться к неудачам, поскольку каждая из них делает его на шаг ближе к успеху.
Первым изобретением, в разработке которого поучаствовал Дайсон, стала его дипломная работа Rotork Sea Truck. Это было плавсредство, подобное десантным кораблям, с возможностью причалить к любой, даже не предназначенной для этого поверхности. Его стали использовать для перевозки нефтяных и строительных грузов, благодаря грузоподъёмности три тонны и скорости 80 километров в час.
Дайсону было всего 23 года во время работы над проектом, после чего он сделал для себя вывод: не стоит ограничиваться традиционными представлениями о том, как должна выглядеть вещь, — главное, чтобы она выполняла свои функции. Впоследствии некоторые продукты Дайсона критиковали за странный дизайн, но их качество никогда не вызывало нареканий. Какие же изобретения принесли ему мировую известность?
Циклонный пылесос
В семидесятые Дайсон задумался о том, как можно было бы усовершенствовать пылесос. В то время пылесосы были оснащены мешками для пыли, которые нужно было менять по мере наполнения. Дайсону показалось, что его пылесос (самой популярной на тот момент марки Hoover) забивается пылью слишком часто. И чем больше заполнен мешок, тем хуже и медленнее всасывается пыль.
Источник вдохновения у Дайсона был неожиданный — лесопилка, где давно использовалась так называемая циклонная система, позволяющая разделять потоки воздуха и таким образом отсортировывать опилки. Но в быту подобную систему ещё никто не использовал, и Дайсон уже какое-то время обдумывал её практическое применение.
На несколько лет он оставил работу и полностью посвятил себя созданию пылесоса нового типа. В начинаниях его поддержала жена Дейрдре, на чью зарплату они вынуждены были жить всё это время. На тот момент у Дайсона уже была доля в фирме, но от неё пришлось отказаться из-за тяжбы за патент: несколькими годами ранее он изобрёл более удобную модель тачки для работы на участке, но бывший коллега украл идею и стал производить тачки в США. Увы, Дайсон зарегистрировал патент на фирму, а не на собственное имя, и другие руководители фирмы судиться не захотели.
К началу 1980-х изобретателю удалось добиться результата с помощью простого скотча: потоки всасываемого воздуха действительно получилось разделить, отсортировав пыль и мусор. Дайсон вспоминает: «В 1983 году, через четыре года разработки и тестирования 5127 прототипов циклонного пылесоса, у меня наконец получилось. Наверное, мне стоило поднять кулак в воздух, громко вскрикнуть, выбежать из мастерской на улицу и вопить: «Эврика!»… И хотя после 5126 неудач это было бы логично, я чувствовал не счастье, а опустошение».
Конечно, даже несмотря на такой долгий и кропотливый труд, одного удачного прототипа было мало. Во-первых, лобби производителей мешков для пылесосов оказалось невероятно сильным, и они категорически не хотели пускать на рынок того, кто мог бы уничтожить их бизнес. Во-вторых, изобретение Дайсона снова попытались присвоить конкуренты. Например, в числе тех, кому он отправил свой прототип, был известный американский бренд Amway. Они не ответили, но спустя какое-то время… анонсировали подозрительно похожий пылесос под собственным названием. Дайсон подал в суд за нарушение авторских прав и выиграл.
В середине 1980-х Дайсону удалось лицензировать пылесос в Японии, и модель под названием G-Force поступила в продажу. В 1991 году она выиграла приз на Международной выставке дизайна. Доход от продаж в Японии позволил Дайсону наконец-то основать собственную фирму в Великобритании. Так пылесос всё-таки появился на британском рынке с ехидным слоганом: «Забудьте о мешках навсегда!»
Ещё одним новаторским решением был прозрачный контейнер, заменивший мешок. Сначала разработчики сомневались: не всем нравилось видеть грязь и пыль. Но продажи доказали обратное: многие пользователи как раз посчитали удобным, что пылесос не нужно было разбирать, чтобы оценить заполненность контейнера.
Стиральная машина
В 2000 году к списку домашних усовершенствований добавилась стиральная машина. В стиральной машине не всегда удаётся активно вывести грязь, и поэтому иногда предпочтительнее ручная стирка. Дайсон предположил, что, если оснастить традиционную машину двумя барабанами, вращающимися в противоположных направлениях, можно будет лучше сымитировать движение рук.
Какое-то время Dyson выпускали такие модели стиральных машин. Помимо улучшенного качества стирки, их особенностью были колёсики и выдвижная ручка, как у чемодана, что позволяло легко перемещать устройство. К сожалению, несмотря на относительную популярность у покупателей и хорошие отзывы, в 2005 году проект пришлось закрыть из-за дороговизны производства.
Сушилка для рук
Привычная для общественных мест скоростная сушилка для рук была разработана не так давно — в 2006 году. Обычные сушилки работают подобно фену, пуская на руки струю нагретого воздуха. В свою очередь, холодный воздух из Dyson Airblade движется со скоростью целых 180 метров в секунду и не высушивает капельки воды, а буквально сдувает их с кожи.
Утверждается, что с помощью такой сушилки руки можно высушить всего за 10 секунд, тогда как у традиционного устройства на это уйдёт 47 секунд. Кроме того, она якобы потребляет на 80% меньше энергии за счёт использования холодного воздуха. Разработчики утверждают, что такая сушка более гигиенична: мол, трение рук друг о друга способствует передаче бактерий.
Фен
Второй суперхит от Dyson появился на рынке в 2016 году. Почему Дайсон обратил внимание именно на фен? По его словам, этот привычный прибор очень давно никем не модернизировался, а ведь у него большой потенциал для улучшений. Дайсону не нравились слишком высокая температура воздуха, уровень шума и вес. Поэтому он потратил 100 миллионов фунтов на разработку собственной модели фена и ещё 100 миллионов на его тестирование.
Теперь у фена был мотор меньшего размера, который помещался в ручку аппарата (и таким образом уменьшал общий вес), и микропроцессор, отвечающий за постоянный контроль температуры. А звук, издаваемый при сушке, оказался почти неразличим человеческим ухом. Отсюда и название Supersonic (сверхзвуковой).
Цена устройства оказалась существенно выше средней — около 300 фунтов, но продажи побили все рекорды. С тех пор фен, несколько раз незначительно усовершенствованный, стал любимцем как профессиональных стилистов, так и обычных пользователей, которых высокая цена всё-таки не отпугнула.
Сегодня Джеймс Дайсон в пятёрке богатейших людей Великобритании. Однако, несмотря на это, и по сей день настаивает на том, чтобы его не называли бизнесменом. В первую очередь Дайсон — инженер и дизайнер. Он часто сам появляется в рекламе своих продуктов: «Я их не рекламирую и не продвигаю — просто объясняю, для чего их сделал». Кроме того, Дайсон не фанат слова «бренд» и не считает, что у изделий его марки должны быть какие-то отличительные особенности, кроме качества и эргономичности. И тем не менее слово Dyson уже стало именем нарицательным для множества продуктов.