Сегодня OLX – самый популярный сервис бесплатных онлайн-объявлений во всем Узнете. Здесь можно продать ненужную одежду, приобрести за полцены мобильный телефон, раздать котят и даже найти работу. О перевоплощении Torg’a в OLX, Илоне Маске и узбекской бизнес-модели рассказывает Дониёрбек Тургунов – генеральный директор OLX.uz.

В международной семье OLX

OLX.uz относится к группе компаний OLX Group, которая, в свою очередь, входит в медиахолдинг Naspers. OLX Group существует на рынке онлайн-объявлений уже более 10 лет и сейчас охватывает свыше 40 стран. Среди них Украина, Польша, Румыния, Португалия, Бразилия, Аргентина, ЮАР, Казахстан, Россия (Avito), ОАЭ (Dubizzle), США (Let Go). C 2015 года этот список пополнил и Узбекистан.

Глобальная компания OLX искала площадки, которые успешно развивались в течение многих лет, для сотрудничества в рамках OLX Group. Одним из таких проектов стал Torg.uz. Было принято решение о слиянии компаний, и Torg переименовали в OLX.

OLX – сильный и успешный международный бренд. Это стало возможно в том числе благодаря тому, что компании в разных странах делятся опытом и перенимают лучшие практики друг друга. У всех площадок одна миссия и одинаковые ценности.

Нас часто спрашивают, что обозначает аббревиатура OLX. Все просто: она расшифровывается как Online Exchange, то есть обмен товарами в режиме онлайн.

О ведении бизнеса в Узбекистане

Я бы не сказал, что принципы ведения бизнеса в нашей стране как-то серьезно отличаются от того, как это происходит в других государствах. Малые и крупные предприятия, онлайн- и офлайн-компании – для них нет никаких препятствий. Государство поддерживает эту сферу и создает все условия для ее развития.

На мой взгляд, единственная особенность многих интернет- и даже офлайн-проектов – то, что все они в основном ориентированы на Ташкент. С одной стороны, для этого есть объективные причины, но с другой – не стоит недооценивать потенциал регионов. Я бы посоветовал предпринимателям обратить внимание на все города и области страны, где живут люди, которые нуждаются в прогрессе, инновациях и готовы использовать соответствующие товары и сервисы. Мы убедились в этом на собственном опыте.

Работаем над тем, чтобы как можно интенсивнее развиваться по всему Узбекистану. Сейчас в среднем примерно 30% пользователей приходится на регионы, при этом наша цель – довести данный показатель до 50% и больше. Самыми активными пользователями за пределами столицы являются жители Самарканда, Бухары и Ферганской долины.

Виртуальный магазин – каждому

Мы начали предоставлять услугу интернет-магазинов «OLX Магазин». При определенных условиях любой желающий может приобрести доменное имя третьего уровня, например yourname.olx.uz, и вести свой магазин под этим адресом. Это очень удобно для тех, у кого есть бизнес (продажа товаров, предоставление услуг), но нет возможности создавать сайты. Магазин дает возможность пользователям показывать все свои объявления в одном месте, просматривать их детальную статистику, использовать собственное лого и наименование.

В дальнейшем будем внедрять разные опции, которые помогут владельцам магазинов эффективно вести и развивать бизнес. Запланированы обучающие семинары, на которых мы подробно расскажем, как извлекать максимум пользы из виртуальной торговой площадки.

Успешные бизнес-кейсы

Если говорить о бизнес-кейсах в Узбекистане, которые запомнились за последнее время, могу отметить несколько. Например, компании Imzo и Artel. Инновации, новые предприятия, маркетинговая стратегия, реклама – мне очень нравится их стиль ведения бизнеса.

Из интернет-проектов запомнился MyTaxi Express – доставка еды и товаров. Также активно развивается сервис LeBazar. Интересен проект Startup Mix – площадка, которая объединяет бизнесменов, стартаперов, позволяет обмениваться идеями и воплощать их в жизнь.

На все нужно время

Человеку, который хочет создать свой интернет-проект, в первую очередь посоветовал бы провести глубокий анализ рынка, определить свою целевую аудиторию. Затем составить четкий бизнес-план, привлечь инвестиции, собрать дружную, ориентированную на результат команду и, самое главное, набраться терпения. Любому проекту нужно время, чтобы вырасти и начать приносить плоды.

Новые возможности и перспективы

Наша страна отмечает грандиозную дату – 26-летие независимости. То, что сейчас делается на законодательном уровне, открывает новые возможности для бизнеса. Проект онлайн-правительства, возможность подавать финансовые отчеты через интернет, указы и положения об электронной коммерции – лишь небольшая часть того, что делается государством. Конечно, я оцениваю это положительно.

Кроме того, сейчас создается инновационный центр Mirzo Ulugbek Innovation Center, который будет нацелен на развитие информационных технологий и в целом выведет сферу ИКТ на новый уровень, а также даст возможность эффективно продавать IT-продукты локальных специалистов в другие страны. Это тоже очень радует.

Нет никаких барьеров

Сейчас в нашей стране нет никаких барьеров, которые препятствовали бы предпринимательству или бизнесу. Единственное, чего бы мне очень хотелось, – это увеличить покрытие и скорость мобильного интернета по всей республике. В регионах часто наблюдаем его низкую скорость, и это не очень хорошо отражается на нашем сервисе: к примеру, человек в зоне слабого мобильного интернета хочет продать или купить что-то через OLX, заходит на сайт или в приложение и просто не может загрузить картинку. Разумеется, после этого может сложиться впечатление, что сервис нестабилен. Но мы работаем над нашим продуктом и делаем все, чтобы каждый пользователь оставался доволен.

О себе

В возрасте 7–8 лет твердо решил, что стану инженером по аэродинамике. Эта специальность привлекала тем, что благодаря ей мог бы работать в разных областях: от автомобилестроения до создания ракет. Но в средней школе что-то в голове поменялось, и я решил изучать экономику. Эта сфера тогда только начинала развиваться и нуждалась в хороших специалистах.

Дониёрбек Тургунов

Без экономики – никуда

Непременно добавил бы в программу старших классов предметы «экономическая теория» и «эконометрика» – это наука о спросе и предложении и расчеты, связанные с экономикой. Считаю, именно это сейчас нужно нашей молодежи. Фундаментальные знания о бизнесе пригодятся в абсолютно любой сфере.

Семья, спорт и чтение

Если бы в сутках было не 24, а 40 часов, освободившееся время посвятил бы общению с семьей, а также хобби – спорту и чтению.

Люблю читать, в основном книги по бизнес-тематике, биографии известных людей. Такая литература вдохновляет и дает пищу для размышлений, помогает справляться с временными трудностями. Последняя книга, которую прочел, называется «Илон Маск. Tesla, Space X и дорога в будущее». Это биография одного из самых одаренных инноваторов и успешных бизнесменов современности.

Если бы у меня была машина времени

Прошлое – опыт, который дает нам определенные уроки. Не будь их, мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. У всех бывают ошибки, взлеты и падения. Если бы даже мог вернуться назад во времени и что-то изменить, оставил бы все как есть.

Цифры

  • 350 миллионов просмотров страниц получает сайт OLX.uz в месяц
  • 170 тысяч новых объявлений публикуется в течение одного месяца
  • 100 тысяч пользователей ежемесячно добавляют объявления
  • 2,5 объявления в среднем приходится на одного пользователя
  • 70% посетителей сервиса проживают в Ташкенте и Ташкентской области
  • Более 1 миллиона скачиваний у приложения OLX в Play Market и App Store

— Если бы у вас были неограниченные ресурсы, но ограниченное время, всего два-три года, что бы вы сделали для развития нашей страны?

— Мы бы расширили инфраструктуру, в частности, направили средства на улучшение работы мобильного интернета в областях, о чем я говорил ранее.

Второе – вложились бы в обучающую рекламу, чтобы люди больше узнали о преимуществах нашего сервиса и по достоинству оценили его удобство. К сожалению, у граждан, все еще существуют психологические барьеры, мешающие продавать ненужные вещи. Мы бы хотели с помощью рекламы показать: нет ничего плохого в том, чтобы выставлять на продажу предметы, которые вам больше не пригодятся. Тем самым помогаете кому-то сэкономить и сами остаетесь в выигрыше.

В-третьих, мы бы приняли участие в социальных проектах, сделали бы что-то полезное для общества, к примеру, посадили деревья в парке или стали спонсорами спортивного мероприятия.


Читайте также:

• «Диалог с директором UZMOBILE Владимиром Кравченко». Молодой руководитель рассказал о том, что помогает ему добиваться успеха, а также о методах управления и новых достижениях компании.
• «Два лица «The Beauty Bar»». Партнерский материал. Основатели сети салонов красоты «The Beauty Bar» брат и сестра – Бекзод и Надира Араповы не ограничивают интересы одной сферой. Они уверены, что если поставить цель и идти к ней – все достижимо.

 

Статья подготовлена: Элина Ицкович
Стилист:
Использованы:
Источник:

Комментарии