Skip to main content

Как появились и развивались коммерческие эмблемы

Логотипы были… примерно всегда. Только раньше их называли по-другому. Едва человечество смекнуло, что круто упорядочить быт и ввести государственность, как потребовались знаки этой самой государственности. Возникли печати, гербы и прочие витиеватые штуки с улыбающимися львами. В Средневековье всё это стало называться геральдикой. Вскоре изображения, символизирующие власть, начали дополняться изображениями, символизирующими товар. И здесь уже приходит время Его величества логотипа.

Вывески

Во втором тысячелетии в связи с переселением человечества в города появились магазины. А у магазинов — вывески. Читать умели не все, но при этом было необходимо быстро объяснить прохожему, что перед ним именно рыбная лавка, а не кондитерская.

Сложно сказать, кто был первым среди продавцов той поры, но точно известно, что в 1366 году пивоварня Den Hoorn после переезда в бельгийский городок Левен стала помещать на своей вывеске рожок. Потом пивоварня сменила владельца, была продана Себастьяну Артуа, но изображение рожка на вывеске сохранилось. Пиво Stella Artois выпускается до сих пор, и рожок на этикетке присутствует.

Логомания

Рожок на логотипе компании Den Hoorn (производителе пива Stella Artois) остаётся ещё с XIV века

В 1389 году в Англии приняли закон, согласно которому каждый, кто собирается варить в городе эль и продавать его, должен сделать соответствующую вывеску. В противном случае пивовара быстро поставят на место, конфисковав товар. Зачем это было нужно? Разумеется, для стандартизации и сбора налогов. Правда, многие пивовары предпочитали не придумывать своё, а подсматривать у коллег. Поэтому очень скоро весь Лондон пестрел изображениями красных львов и зелёных драконов.

Первые бренды

Следующий шаг — переход от вывесок к печатным знакам. Здесь нужно отметить Иоганна Гутенберга и его замечательное изобретение — печатный станок. После 1440 года тиражировать, скажем, рекламные буклеты, призывающие попробовать пиво в каком-то определённом магазине, стало значительно проще.

Логомания

Логотип ещё одной пивоваренной компании, первый в мире получивший патент на изображение

В XVII веке начинают печататься газеты, где реклама занимает значительное место. А вместе с рекламой захватывают страницы прессы и логотипы. В XIX веке рекламы в газетах стало так много (и она была так похожа одна на другую), что владельцы производств задумались о получении патентов. Первыми, как ни странно, тоже стали пивовары. Компания Bass из английского города Стаффордшира в 1876 году зарегистрировала своё написание и символ — красный треугольник.

Олимпийское лого

Впрочем, встречаются и некоммерческие логотипы. Самый известный из них создал в 1913 году инициатор организации современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен. Его пять колец символизировали олимпийское движение. И успешно справляются со своей задачей до сих пор. Олимпийский символ впервые появился на фирменном бланке в июле 1913 года во время подготовки к празднованию 20-й годовщины возрождения Олимпийских игр.

Логомания

Страны-хозяйки Олимпийских игр также создают логотипы соревнований. На иллюстрации — лого ближайшей Летней олимпиады в Париже

«Пять равных, переплетающихся колец синего, жёлтого, чёрного, зелёного и красного цветов выделяются на белом фоне. Более того, эти шесть цветов могут быть объединены для обозначения всех национальных цветов без исключения: сине-жёлтого Швеции; сине-белого Греции; триколоров Франции, Великобритании, Америки, Германии, Бельгии, Италии и Венгрии. Жёлтый и красный цвета Испании стоят рядом с новыми странами, такими как Бразилия и Австралия, а также с древней Японией и молодым Китаем», — объяснял Кубертен свой выбор и то, что его «в высшей степени символичный» флаг представляет «пять континентов, объединённых олимпизмом и цветами всех наций».

От простоты к цифровизации

1950-е годы стали эпохой развития модернистского дизайна. В эти годы создатели логотипов ориентируются на простоту и визуальную ясность. «Меньше значит больше» — знаменитый девиз тех лет. Например, именно в это время появляется логотип компании IBM. Его создал дизайнер Пол Рэнд, набросав в своём блокноте восемь полос, которые вместе складываются в трёхбуквенную аббревиатуру.

Логомания

Телеканал MTV создавал различные варианты своего логотипа, а также делал их анимированными

Томас Гейсмар также был влиятельным визуализатором того периода, а его восьмиугольный символ 1961 года для Chase Bank стал важной вехой в эпоху абстрактного логотипа. Он и сейчас используется, пусть и с небольшими изменениями.

После 1980 года начинается цифровая революция. Если раньше все думали о том, как логотипы будут смотреться в печати, то теперь пришло время мониторов. Главное изменение, связанное с этим, — логотипы могут быть не статичными, а анимированными. Компания MTV, появившаяся в 1981 году, придумала логотип с чрезвычайно узнаваемыми элементами — большой буквой «М» и двумя маленькими буковками TV, но заставила литеры постоянно меняться, отражая динамизм бренда.

Что принёс Web 2.0

В начале двухтысячных начинается эпоха Web 2.0. Главный тренд — интерактив. Разработчики сайтов пытаются сделать логотипы объёмными, максимально выделяющимися от заднего фона и, соответственно, экрана.

А потом на смену этому тренду пришёл антритренд. Буквально через десятилетие дизайнеры неожиданно поняли, что им нужно больше простоты.

Логомания

В 2010-х годах многие логотипы стали «плоскими», что породило множество мемов. На иллюстрации слева прежний логотип Microsoft, справа — обновлённый

В 2010-х годах в моду вошёл «плоский» дизайн: никаких лишних теней и «выпуклостей». Кстати, самым ярким примером перехода к дизайну нового времени стал выпуск оболочки iOS7. Там буквально все иконки обрели плоскость. И это стало модным.

Сейчас логотипы можно увидеть везде. Не только на банках с томатным супом или на любимой спортивной одежде, но вообще где угодно. Даже города — и те обзаводятся уникальной айдентикой. И это уже не геральдические символы, как это было в прошлые века, а вполне себе самостоятельные и уникальные логотипы.

Самый известный

Coca-Cola Company и её флагманский напиток обладают одним из самых известных фирменных стилей в мире. При этом существует он практически без изменений вот уже 130 лет. Изначально он вполне отвечал своему времени: плавные начертания тогда были в тренде. Но вот затем, когда многие бренды, пришедшие к нам из прошлого и позапрошлого века, активно модернизировали свой дизайн, Coca-Cola лишь добавляла какие-то детали.

Логомания

Эволюция самого известного в мире логотипа компании Coca-Cola

Фрэнк Мейсон Робинсон создал логотип на основе спенсеровского письма — стиля начертания букв, который широко использовался в США для официальной переписки до появления пишущих машинок. Эта первоначальная версия не так уж сильно отличается от логотипа Coca-Cola, который мы знаем сегодня. Следующей эволюцией логотипа Coca-Cola стало появление белой волны в 1969 году. Она тоже существует и сейчас. А в остальном в 2023 году бренд легко узнал бы человек, который перелетел бы на машине времени из XIX века.

Ещё три узнаваемых логотипа

Google, 1999

Логотип Google разработал Рут Кедар. Специалисты выделяют его из-за способности быть узнаваемым и без названия. По сути, логотип здесь представляют собой не сами буквы, а последовательность цветов. Как только мы видим синий, красный, жёлтый, синий, зелёный, красный, мы сразу вспоминаем о Google.

Логомания

Как менялись цвета каждой из шести букв в логотипе компании Google

Apple, 1977

Логотип в своё время стал символом простоты, инноваций и креативности, а это на все сто соответствует основным ценностям Apple. Кстати, забавно, что ещё за год до этого компания использовала сложный рисунок с Исааком Ньютоном, сидящим под деревом в ожидании, когда на него свалится яблоко (да, название компании происходит отсюда).

Логомания

Самый первый логотип компании Apple (1976) — и нынешний её логотип

Для создания изображения художник Роб Янов купил в ближайшем магазине яблоки, разложил их дома и делал зарисовки, стараясь убрать все лишние детали. Идея сделать яблоко надкусанным пришла чуть позже: это было необходимо, чтобы отмежеваться от компаний, поставляющих фрукты.

McDonald’s, 1968

Прототип узнаваемого сегодня дизайна впервые появился в 1961 году, хотя и с диагональной линией, проходящей через арки. Только семь лет спустя логотип приобрёл форму, которую мгновенно узнаёт огромный процент населения мира. В том числе и в тех странах, где компания, продающие гамбургеры, не работает.

Логомания

Самый первый логотип McDonald’s 1940 года, логотип 1961 года и нынешний торговый знак

Что будет модно в 2024-м?

Тренды на логотипы непрерывно меняются. Поэтому эксперты постоянно пытаются спрогнозировать, что будем модным? Основатель платформы LogoLounge.com Билл Гарднер в своём блоге назвал основные факторы, которые будут актуальны в 2024-м.

Нейросети будут активно использоваться в создании логотипов. При этом Гарднер считает, что бояться за свою работу дизайнерам не надо. Он говорит так: «Чтобы заменить графических дизайнеров искусственным интеллектом, заказчикам нужно будет точно описать, что они хотят. Так что мы в безопасности».

Больше ботаники. Ботанические иллюстрации появляются не только на упаковках травяных чаёв и леденцов от кашля. Это связано с тем, что цветочные ингредиенты в этот период чаще начали изображать на газированных и спиртных напитках, косметике и товарах для здоровья.

Размытие. Противоречащая привычным шаблонам тенденция, ведь все ждут от логотипа читаемости. Но здесь дизайнеры стараются противопоставить размытые элементы изображения более чётким, чтобы подчеркнуть динамику взаимодействия с продуктом.

Текст: